Многие знают, что в ночь с воскресенья на понедельник мне пришлось оказаться в эпицентре событий, вокруг которых сейчас разгорается нешуточный скандал. Речь, конечно, идет о «беседе» губернатора Тверской области Андрея Шевелева с волонтерами, помогавшими дальнобойщикам в пробке на трассе М-10. Встрече, при которой глава региона обвинил добровольцев в создании 200-километровой пробки, заподозрив их в распространении наркотиков и остановив деятельность волонтеров.
Сначала о том, почему я молчал почти двое суток. В это время я пытался договориться с представителями областной администрации о встрече губернатора Шевелева с «потерпевшими» ребятами-волонтерами. Мне хотелось, чтобы он принес официальные извинения людям, которых он грубо оскорбил. К встрече были готовы его заместители и пресс-служба. Однако сам губернатор на встречу не решился.
Но сейчас в Интернет вылилось столько противоречивой информации на эту тему (вроде той, что губернатор извинился перед волонтерами и т.п.), что просто необходимо сказать правду. Поэтому я сейчас пишу этот пост.
ВНИМАНИЕ! ПОСТ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ! ПРИСУТСТВУЕТ НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА!
В общем, на трассе «Россия» я, как и большинство волонтеров, оказался случайно. Просто прочитал в твиттере, что дальнобойщикам нужна помощь. Тогда я отложил традиционную воскресную баньку, созвонился с Дмитрием Чижовым (он в числе других волонтеров координировал работу на трассе) и вместе с супругой выехал в ночь.
Как только я написал в твиттер, что еду на М-10, от моих читателей тут же посыпались предложения о помощи. Многие люди переводили деньги на карту на продукты для дальнобойщиков, за что спасибо им от души. Общими силами набрали 4250 рублей. Своих добавили, накупили большие тележки продуктов, самых основных: хлеб, воду, тушенку, сигареты, печенье, сахар, кофе 3 в 1. Даже когда пробка почти «рассосалась», люди продолжали переводить деньги, звонить и писать в твиттер с предложениями о помощи. В частности, один известный Тверской политик, пожелавший остаться неизвестным, перевел на карту 20 000 рублей на продукты для дальнобойщиков.
Итак, возвращаемся в воскресенье. Забив багажник провиантом, мы подъехали к месту сбора – у танка на выезде из Твери и колонной двинулись на трассу. К слову, многие горожане, узнав у ситуации на трассе, мешками подвозили продукты прямо к танку. Поэтому во вторую «ходку» у меня багажник и заднее сиденье были забиты гуманитарной помощью.
Нас собралось 15-20 машин. Волонтеры, одетые в жилеты со светоотражателями, с включенными аварийками ехали по обочине в сторону Москвы. Ехали медленно, чтобы сразу остановиться, если кому понадобится помощь. У коллег из «Региона-69» в машинах были рации, настроенные на дальнобойную волну, по которым они кричали:
- Ребята, кому нужна еда и вода бесплатно, включайте аварийки!
Дальнобойщики, слыша это, мигали фарами, а некоторые просто встречали нас на дороге. Конечно, на трассе не все голодали. Но для многих наши продукты были как манна небесная. А кто-то просил: «Хрен с ним, с хлебом! Дайте хоть одну сигаретку!» Многие не верили, что товары бесплатно и пытались всучить деньги.
По рассказам водителей, они стояли в пробке от полутора до двух с половиной суток.
«Дальнобои» матерились на власть и опровергали официальную информацию о ситуации на трассе, которую они слышали из радио- и телеприемников:
- Помощи почти не было! В основном, такие же, как вы, с пакетами бегали. МЧС сегодня раздавали нам чипсы. Приехала пожарка и налила технической воды из гидранта.
По официальной информации, полевая кухня МЧС была разбита где-то на трассе. Но далеко водители уйти не могли: боялись оставить свои машины. Кроме того, пробка периодически трогалась с места, и шоферов, вышедших из машины, тут же возвращали обратно, потому что их фуры полностью перекрывали движение стоящим сзади. Из-за этого, в том числе, колонна тянулась очень медленно.
Кстати, около часа ночи был момент, когда пробку прорвало минут на 30. Мимо нас проезжали машины, которых мы покормили в первую ходку, и приветственно нам сигналили.
Еще меня приятно удивило, что «дальнобои» не набирали лишнего. Многие старались брать себе продуктов по минимуму, говоря: «Вы помогите ребятам в пробке сзади, им совсем туго. Там кругом одни леса, кафешек нет».
Вскоре нам на встречу попался «мерседес» ДПС-ников. Они будили спецсигналами и возвращали в машину водителей. Это означало: пробка скоро должна «пойти». Про себя я окрестил эту машину «будильником». Потом, когда губернатор на разборку с нами вызвал ДПС, этот «будильник» к нам и приехал…
В общем, мы продвигались по обочине в сторону столицы. А пробка стояла в сторону Питера. Некоторые дальнобои в этой пробке оказались за отбойниками, между которыми были огромные сугробы. Туда было не подойти, и мы перебрасывали еду прямо через отбойники. И это бред, что звучит в некоторых СМИ - типа, волонтеры стучали по кабинам и будили водителей. Дальнобойщики либо сами подходили к нашим машинам (у нас были ребята, которые привезли в канистре горячий чай!), либо мы передавали им продукты на разделительных полосах.
В 3.30 утра я как раз отдавал мужику очередной батон и тушенку, когда сзади меня заорал какой-то амбал:
- Вы че, ох….ли, еб…ный в рот! Вы какого х..я здесь творите?
Я сначала не особо обратил внимание: занят был. Но все равно задело, потому что в ту ночь мы ничего, кроме слов благодарности не слышали. А тут тебя кроют трехэтажным матом.
И тут я вижу черный правительственный «мерседес», из которого выходит губернатор Шевелев, собственной персоной. Я сначала не поверил: начал глаза тереть. Думал, это у меня глюк утренний.
Опасаясь статьи за клевету, я не буду утверждать, что губернатор кому-то по телефону сказал нижеследующее:
- Эти еб…ные волонтеры, здесь, б..дь, пробку устроили! А потом на федеральном уровне говорят, что в Твери дороги не чистят, б..дь!
К сожалению, подтверждающих аудиозаписей не осталось (мы все-таки ехали не клипы снимать). С другой стороны, свидетелей этим словам было достаточно. Не буду настаивать, что далее губернатор произнес:
- Так, б..дь, считаю до трех, и валите отсюда!
А тыкнув в меня пальцем, он завопил:
- Ты чё, хочешь ко мне завтра на ковёр?
Поначалу я отнесся к этому инциденту философски: сел в машину и поехал. Такие были мысли: блин, сам губернатор в 4 утра на трассе толкает пробку. Его крики я списал на излишнюю эмоциональность и даже посочувствовал: чрезвычайная ситуация, сверху сыплются выговоры, большая нагрузка…
Мы проехали еще метров 500 и остановились перед съездом на Тверь, чтобы перегрузить оставшийся провиант ребятам в другие машины, которые оставались на трассе. Сам я собирался ехать домой.
Но тут губернаторская машина перегородила нам дорогу во второй раз (
http://youtu.be/u2dZpkyFS9I,
http://youtu.be/9jDip6xTjmk, съемка начинается с того момента, когда мы уже минут 10 простояли, подрезанные машиной губернатора). Он встал поперек дороги и занял половину одной из полос в сторону Москвы (это к вопросу о том, кто создавал пробку).
Нас осталось три машины. Остальные успели уехать ( около 10 машин ). Один из наших ребят подошел к мерседесу и спросил:
- Можно нам проехать?
Но Шевелев, подняв стекло, ответил:
- Сейчас ДПС приедет, с ними в РОВД проедете.
Потом он вызывает машины ДПС, эвакуатор и Госнаркоконтроль и диктует им номера наших автомобилей.
Через 15 минут приехал знакомый «будильник» ДПС-ников с включенными «люстрами» на крышах. Они сначала не заметили правительственную машину и не поняли, зачем их вызвали. Начали нам руки жать:
- Молодцы, ребята, спасибо. Пробка начала двигаться. Есть какие-то проблемы?
- Да, - говорим. – У нас с губернатором проблемы.
Обалдевшие ДПС-ники подошли к его машине. Шевелев вышел и стал отдавать им команды. Есть часть аудиозаписи (
http://www.youtube.com/watch?v=Pr4yef3rSfQ) как он это делал:
- Надо проверить, что у них в пакетиках, что они там раздают. Держите их, пока не пройдет колонна.
И отчалил в сторону Москвы. По сути, губернатор дал приказ заморозить нас в этой пробке. А если бы колонна стояла еще не один час?!
В этот момент стало не по себе. Ну, думаю, сейчас ГНК приедет: пора зашивать карманы, чтобы туда наркоты не подкинули)))
ДПС нас подержали еще около 15 минут и отпустили, искренне попросив «не светиться» на трассе и вернуться в город.
Слава Богу, когда губернатор выходил на трассу из машины, дабы отдать приказ сотрудникам ДПС, фуры потихоньку тронулись. Дальнобойщики уже не могли выйти из машины – иначе они бы его подняли на вилы. Они и так ехали мимо и кричали в открытые окна:
- Эй, начальник! Ты чего до ребят до…елся? Они доброе дело делают!
Итак, в 4.30 мы уехали с трассы. До 5.30 на въезде в город ждали одного волонтера, в «Газель» которого перегрузили оставшиеся продукты. Я лег спать часов в 10. А в два часа, когда проснулся, узнал, что губернатор «извинился» за ночной эпизод перед волонтерами. Очевидно, когда пошел гул по федеральным СМИ, он решил замять конфликт. В этой новости есть две ошибки. Во-первых, извинения не было. Шевелев просто сказал «Так получилось сгоряча». Во-вторых, никто из волонтеров, пришедших на прием к губернатору, не присутствовал во время конфликта на трассе. Там Шевелев «арестовывал» обычных горожан, которые, тратя свое личное время и деньги, помогали другим. В итоге получилось, как часто в России: наказали невиновных, «наградили» непричастных.